Версия для слабовидящих

Картотека игр для старшей группы

20 октября 2014

 Скачать документ

Игры, способствующие развитию умения согласовывать свои движения с партнерами.

П/И «ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ»

Цель: развитие воображения, создание психологически непринужденной атмосферы, развитие произвольности, умения устанавливать контакт глаз.

Ход игры: в начале упражнения ведущий рассказывает о разных способах приветствия, принятых и шуточных. Затем детям предлагается поздороваться, прикоснувшись ладошками, плечиками, локотками, спиной, затем выдумать собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшней игры и поздороваться посредством его.

 

П/И «СНЕГИРИ»

Цель: развитие кругозора, произвольности, умения  договариваться и согласовывать свои действия с действиями партнеров.

Ход игры: педагог рассказывает, что снегири перелетают с места на место небольшими стайками, предлагает разбиться на тройки и полетать как снегири (мама, папа и малыш), но чтобы не потеряться, надо сначала договориться о том куда «лететь».

 

ИГРА «НАЙДИ СВОЮ ГРУППУ»

Цель: повышать у детей уверенность в себе, развивать произвольность, память, слуховое восприятие.

Ход игры: педагог рассказывает детям, что котята рождаются и живут некоторое время не зрячими, но они не теряются, потому что хорошо слышат, и находят друг друга по звуку. Предлагает поиграть в «потерявшихся малышей», шепотом назначает детей (по 3-4) щенятами, котятами, козлятами и т. д. Игровая задача: не называя себя, а только издавая определенные звуки («гав-гав, мяу-мяу…») найти свою группу. Игра заканчивается дружескими объятиями.

 

РИТМИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЛАДУШКИ»

( считалка: «Мы делили апельсин…» ).

Цель: развитие межполушарных взаимодействий, развитие чувства ритма, памяти, умения согласовывать свои действия с действиями партнеров.

Ход игры: дети образуют  пары, перекрестно хлопают в ладоши, проговаривая слова считалки, в конце быстро прячут руки за спину.

 

Игры, способствующие сплочению группы, развитию воображения,  произвольного внимания, памяти.

Игра с именами: «Пропой свое имя».

Цель:  создание положительного эмоционального фона, дать детям возможность выразить себя.

Ход игры: Давайте представим себе, что мы разучились говорить, а можем только петь. Сейчас каждый из вас пропоет свое имя, а мы будем за ним повторять.

 

П/и: «Ручейки»

 цель: развитие ловкости и координации, умения действовать согласованно.

Ход игры: выбирают водящего, он становится во главе «ручейка», который образуют игроки, становясь в ряд лицом в одну сторону. Водящий бежит по причудливой траектории, делая резкие повороты и закручивая «ручеек». Его цель – заставить играющих расцепить руки. Такие дети из игры выбывают. Выигрывают те , кто  дольше всех продержится в «ручейке» (проигравших можно назвать «капельками", они расплескались по берегам, но напоили травку, цветочки и т. д.)

Игра «Веселый хоровод»

Цель: развитие мимики, выразительности движений, умения действовать согласованно.

Ход: дети идут по кругу, держась за руки и  изображая зверей с различными эмоциями: как веселые  зайчата, задумчивые совы,  удивленные ослики, рассерженные медведи, злые волки, счастливые бельчата, сытые котята, сонные слонята, радостные лисят

 Игра «Поймай цветок»

Цель: Развитие способности к переключению внимания, расширению кругозора .

Ход игры: Дети встают в круг и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название цветка, дети должны подпрыгивать на месте.

Варианты слов:  липа, тюльпан, поле, клумба,  яблоко, газон, гроза, мимоза, одуванчик, роза, кувшин, ваза, сирень,  облако, корзина, подснежник, елка, береза, роза,

Упр. «Подари цветок соседу»

Цель: развитие памяти, умения поддерживать контакт глаз, интонационной выразительности.

Ход игры: дети по очереди называют цветы, не повторяясь, проговаривают фразу: «Я дарю тебе фиалку …», при этом смотрят партнеру в глаза.

 

П/и «Рыбки и щука»

Цель: развитие произвольности, самоконтроля, расширение кругозора.

Ход игры: выбирается ребенок, который будет «щукой». Он завязывает глаза платком и  делает вид , что спит. Остальные дети должны тихонько проходить мимо него . Неожиданно «щука » просыпается и ловит побеспокоивших ее детей. (каждый ребенок обозначает себя какой-либо рыбкой).

 

 

Игры и упражнения, направленные на знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций, развитие эмпатии.

«НАЗОВИ СЕБЯ»

Цель: позволяет участникам познакомиться друг с другом, привыкнуть, адаптироваться  к новой среде.

Ход игры: упражнение проводится в кругу. Каждый участник называет себя по имени (если хочет, может что-то рассказать о себе).

 

«СНЕЖНЫЙ КОМ»

Цель: упражнение позволяет детям скорее запомнить имена друг друга, установить контакт.

Ход игры: первый участник называет свое имя. Следующий повторяет его, затем называет свое. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовет по имени всю группу.

 

«ЛАСКОВОЕ ИМЯ»     

Цель: упражнение так же позволяет детям запомнить имена друг друга, способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника.

Инструкция: «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу  мячик. И тот кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Кроме того , важно запомнить, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Теперь нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил его вам, а кроме того, произнести его ласковое имя».

 

П/И «ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ»

Цель: развитие воображения, создание психологически непринужденной атмосферы, развитие произвольности, умения устанавливать контакт глаз.

Ход игры: в начале упражнения ведущий рассказывает о разных способах приветствия, принятых и шуточных. Затем детям предлагается поздороваться, прикоснувшись ладошками, плечиками, локотками, спиной, затем выдумать собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшней игры и поздороваться посредством его.

 

«ВСТАНЬТЕ ТЕ, КТО…»

Цель: развивает наблюдательность, позволяет детям лучше узнать друг друга.

Ход игры: ведущий дает задание: «Встаньте те, кто…

-любит бегать;

- радуется хорошей погоде;

- имеет младшую сестру;

- любит дарить цветы и т. д.»

При желании роль ведущего могут выполнять дети. После завершения всем задаются вопросы, подводящие итоги игры: «Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра?» Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные): «Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру?». Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам – ему помогает группа.

 

 

«ПРЕДСТАВЬ СВОЕ ИМЯ В ДВИЖЕНИИ» (с 6 лет)

Цель: игра помогает детям запоминать имена своих товарищей, вызывает положительные эмоции и формирует чувство группового единства. В этом упражнении каждый получает шанс выразить себя и привлечь к себе внимание.

Ход игры: дети сидят в кругу. Поочередно , по часовой стрелке, дети делают телодвижения, подсказывающее их имя. Упражнение более эффективно, если попросить всех повторять имена и телодвижения.

 

«ПРЕДСТАВСЯ С ПОМОЩЬЮ КУКЛЫ» (с 5 лет)

Цель: игра помогает снять напряжение и неуверенность, позволяет детям лучше узнать друг друга.

Материалы: две куклы разного пола, желательно в рост ребенка, или перчаточные куклы.

Ход игры: ребенку предлагают представиться с помощью куклы и рассказать о себе. Ведущий и дети могут задавать вопросы, уточнять. Например, : Твоя любимая игра? Как в нее играть? Любимое животное? Почему? Самая вкусная еда на свете? О чем ты мечтаешь? И т. д.

 

«ПЕРЕХОДЫ»

Цель: игра переводит внимание на внешность детей, позволяет осознать внешние сходства и отличия.

Ход игры:

А) ведущий просит детей внимательно посмотреть друг на друга: «У всех у вас волосы отличаются по цвету. Теперь поменяйтесь местами, так, чтобы крайним справа , вот на этом стуле, сидел тот, у кого самые светлые волосы, рядом с ним – у кого они потемнее, а крайним справа, на этом стуле, был тот у кого самые темные волосы. Начали…» Взрослый помогает детям, подходит к каждому, прикасается к волосам, советуется с остальными, куда его посадить, и т. д.

Б) задание то же, что и в предыдущем варианте, только дети должны поменяться местами по цвету глаз.

 

«ОПИШИ ДРУГА»

Цель: развитие наблюдательности и умения описывать внешние детали.

Ход игры: упражнение выполняется в парах (одновременно всеми участниками). Дети стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок точен.

 

«МОЕ НАСТРОЕНИЕ»

Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроение других, стимулирование эмпатии.

Ход игры: детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, физическим состоянием, показать его в движении. Все зависит от фантазии и желании ребенка.

 

«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ»

Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

Ход игры: каждый ребенок по очереди становится водящим. Водящий выходит из комнаты за это время производится несколько изменений в одежде, прическе детей, можно пересесть на другое место (но не больше двух-трех изменений; все произведенные изменения должны быть видимы).  Задача водящего подметить происшедшие изменения.

 

«МОЕ НАСТРОЕНИЕ»

Цель:  развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроение других, стимулирование эмпатии.

Ход игры: детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, физическим состоянием, показать его в движении. Все зависит от фантазии и желании ребенка.

 

«ПЕПЕДАЧА ЧУВСТВ»

Цель: научить детей передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.

Ход игры: ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становится любой желающий. Если кто-то из детей хочет побыть ведущим, но не знает, какое настроение загадать, взрослый может помочь ему, подойдя и подсказав ему на ушко какое-нибудь настроение.

 

«ЦВЕТА ЭМОЦИЙ»

Цель: развитие воображения, выразительных движений.

Ход игры: выбирается водящий, по сигналу он закрывает глаза, а остальные участники задумывают между собой один из основных цветов. Когда водящий открывает глаза, все участники своим поведением, главным образом эмоциональным, пытаются изобразить этот цвет, не называя, а водящий должен его отгадать. Можно разделиться на две команды, при этом одна команда будет изображать цвет (поочередно или одновременно), а вторая – отгадывать.

 

«ТИХИЙ РАЗГОВОР»

Цель: формирование умения передавать определенное смысловое содержание невербальным способом.

Ход игры: участники садятся в круг. Задание – невербально сказать выбранному партнеру фразу (которую взрослый предварительно шепнул ребенку на ушко). Каждый по очереди выполняет задание без слов. Остальные наблюдают и определяют «произнесенную» фразу.

 

 

 

«Собери пиктограмму»

Цель: развивать умение дифференцировать различные эмоциональные состояния по мимическим проявлениям.

Ход игры: каждому ребенку дается пиктограмма определенного эмоционального состояния , разрезанная на несколько частей. Задача участников – как можно быстрее и правильно собрать пиктограмму. Как вариант, можно самому пантомимически изобразить это состояние.

 

«ПОДАРОК ДРУГУ»

Цель: развивать умение невербально «описывать» предметы.

Ход игры: один ребенок становится «именинником», остальные дарят ему «подарки», передавая движениями и мимикой свое отношение к «имениннику».

 

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров, развитие  умение выражать свои чувства другого через прикосновение.

Ход игры: упражнение выполняется в парах, с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты):

·                   Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.

·                   Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

·                   Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться, они просят прощения, вы снова         друзья.

Обсудите, как  проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

 

«ПЕРЕДАЙ УЛЫБКУ ПО КРУГУ»

Цель: выполнение группового правила, обмен переживаниями.

Ход игры: участникам группы предлагается взяться за руки, пожать их, улыбнуться соседу.

 

 

 

«ЭМОЦИИ ГЕРОЕВ»

Цель: способствовать развитию эмпатии, умения оценить ситуацию и поведение окружающих.

Ход игры: взрослый читает детям сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с символическими изображениями различных  эмоциональных состояний. В процессе чтения ребенок откладывает на стол несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях. По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен и т. д.  В эту игру лучше играть или индивидуально или в малой подгруппе. Текст сказки должен быть невелик и соответствовать объему внимания и памяти детей определенной возрастной группы.

 

ЭТЮД НА РАЗЛИЧНЫЕ ПОЗИЦИИ В ОБЩЕНИИ

Цель: прочувствование различных позиций в общении.

 ход игры: дети разбиваются на пары. Общение в парах проходит в диалоговом режиме. Для общения предлагаются интересные и актуальные для детей темы: «Мое любимое животное», «Мой самый радостный день в прошлом месяце» и пр. Сначала ситуации общения организуется, когда оба ребенка сидят лицом друг к другу, затем один ребенок сидит на стуле, а другой стоит около своего стула (дети меняются местами), затем партнеры, сидя на стуле спиной друг к  другу, продолжают разговор. В заключение, у детей спрашивают о впечатлении, настроении, возникшем в процессе общения: как больше понравилось общаться, почему?

 

 

«ИНТОНАЦИЯ»

Цель: развитие у детей понимания и чувствования друг друга, дифференцировка слухового восприятия, развитие эмпатии.

ход игры: ведущий вводит понятие интонации. Затем детям предлагается по очереди повторить с различными чувствами, с различной интонацией различные фразы (зло, радостно, задумчиво, с обидой). Как вариант, можно интонационно проигать и обсудить диалог сказочных героев.

 

 


Нравится
Образование
Россия, Таганрог
Образование
+7 (8634) 33-32-79; +7 (8634) 37-22-36
sad100.virtualtaganrog.ru
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!